Зерновая перестройка

Фильтры

Регион

Новости

Зерновая перестройка

В новый аграрный сезон и мировой, и российский зерновые рынки уже не первый год входят в условиях перепроизводства. На юге России, где сейчас начинается уборочная страда, участников зернового рынка эта ситуация коснётся в первую очередь.

Мировое перепроизводство зерна подталкивает к переменам как российский, так и региональный рынок. Превышение предложения над спросом влияет на закупочные цены экспортёров у российских аграриев. В наступающем 1 июля новом аграрном году, по прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), мировой урожай зерновых достигнет 2,28 млрд тонн и станет вторым по размеру за всю историю наблюдений. Это на 1,2% больше урожая в предыдущем 2009–2010 аграрном году. Одновременно ФАО прогнозирует увеличение на 0,9% — до 533 млн тонн — складских запасов зерна, которые растут уже третий год подряд. Всё это, по мнению экспертов ФАО, приведёт к ослаблению мировых цен на зерновые, которые за последние месяцы уже уменьшились на 10%.

В России, по предварительным прогнозам Минсельхоза РФ, урожай зерновых составит около 90 млн тонн, к этому добавляются переходящие запасы зерна, которые на начало аграрного года прогнозируются в объёме 21,1 млн тонн. С учётом того, что России на внутреннее потребление нужно 70–75 млн тонн, объёмы экспорта могут быть значительны.

По мнению экспертов аналитического центра «СовЭкон», одной из важных особенностей наступающего сезона будут ощутимые региональные диспропорции в производстве. Это может иметь серьёзные последствия как для внутреннего рынка, так и для российского экспорта. Ожидаемый высокий урожай зерновых на юге России — на Кубани, Дону и Ставрополье — создаст благоприятные условия для интенсивного экспорта в начале сезона. Благополучная ситуация со сбором зерновых в трёх регионах может создать видимость всеобщего благополучия.
На старте нового сезона

На юге России урожай ожидается на уровне прошлого года, когда валовый сбор был одним из самых высоких за последние годы — 26 млн тонн зерна. Но это общий результат. При этом, если в Волгоградской области он будет ниже прежнего, то Кубань, Дон и Ставрополье соберут рекордные объёмы. Именно эти регионы собирают зерновые раньше всех, и они же расположены наиболее близко к портам отгрузки на экспорт.

Аналитики говорят, что в августе, сразу после уборки, закупочные цены трейдеров, как обычно, снизятся. Но реализация в августе будет массовой: государственных закупочных интервенций южане ждать не будут. Причин тому несколько. Во-первых, большие объёмы закупленного в позапрошлом сезоне зерна до сих пор не реализованы и хранятся в госфонде, в связи с чем госинтервенции уходящего аграрного года были символическими, особенно для ЮФО: у южнороссийских аграриев было закуплено лишь 17,4 тысячи тонн пшеницы. Будет ли государство закупать зерно в будущем сезоне, пока не ясно: интервенционный фонд до сих пор составляет 10 млн тонн, при этом его обслуживание обходится казне в 1 млрд рублей ежемесячно.

В преддверии будущего урожая Минсельхоз объявил минимальные цены закупочных интервенций. Они беспрецедентно низки и уже сегодня вряд ли могут вызвать интерес. В будущем сельскохозяйственном сезоне 2010–2011 годов государство начнёт закупать у сельхозпроизводителей мягкую продовольственную пшеницу третьего класса по цене 4,2 тысячи рублей за тонну. Закупочные цены на мягкую продовольственную пшеницу четвёртого класса установлены на уровне 3,6 тысячи рублей за тонну. Это намного ниже, чем в 2009 году, когда закупочные цены на пшеницу третьего класса в европейской части страны составляли 5,5 тысяч рублей за тонну, на пшеницу четвёртого класса — 4,9 тысячи рублей. Эксперты рынка считают, что механизм госинтервенций себя исчерпал. В то же время новые инструменты поддержки сельхозпроизводителей необходимы, иначе селяне будут работать на грани рентабельности.
Цены падают, но уже не пугают

Закупочные цены у трейдеров сегодня значительно ниже, чем в аналогичный период год назад: 4000–4900 рублей за тонну пшеницы четвёртого класса, что меньше прошлогодних цен в этот же период в среднем на 1000 рублей. Но селяне всё же продают пшеницу и по этим ценам: уже сегодня понятно, что зерно нового урожая сразу после уборки будет ещё дешевле. Да и панических настроений у аграриев нет. Руководитель Ассоциации сельхозпредприятий восточной зоны Ставропольского края, финансовый директор ООО «Плюс» Гасан Гасанов говорит: «Мы ожидаем и урожай, и цены в конце лета на уровне прошлого года. Конечно, сразу по окончанию уборки цена на рынке припадёт процентов на десять. Именно в это время много зерна поступит на рынок в связи с необходимостью выплаты кредитов, долгов, зарплаты и тому подобного. Большие объёмы сразу после уборки также продадут хозяйства, у которых недостаточно собственных хранилищ». Сергей Свитенко, генеральный директор агрофирмы «ТОПАЗ», полагает, что уже в сентябре «четвёрка» будет стоить 5 рублей на условиях франко-хозяйства (т.е. когда зерно у хозяйства забирает трейдер и хозяйство не несёт расходы на его хранение, транспортировку и проч.).

Это демонстрирует и мировой рынок: стоимость тонны российского зерна по экспортным поставкам пока ещё составляет 175 долларов за тонну. Однако фьючерсные сделки на июльское зерно на Чикагской бирже заключаются уже по 155–160 долларов за тонну. Впрочем, у российских маркет-мейкеров они несколько выше: фьючерсные контракты на пшеницу четвёртого класса с поставкой в июле на условиях FOB (поставка на борт судна) на Национальной товарной бирже заключаются по 165 долларов за тонну, на условиях EXW (с поставкой на элеватор) — по 4350 рублей (порядка 140 долларов по текущему курсу). Перспективы осени несколько обнадёживают: фьючерсы с поставкой в сентябре-ноябре на условиях FOB заключаются по цене 170–180 долларов за тонну, EXW — 4790–5000 рублей (150–160 долларов). Прогнозировать дальше пока никто не решается — ни биржевики, ни участники рынка.
Продуктовые перемены

В ряде хозяйств закупочные цены близки к себестоимости. Всё идёт к тому, что в ближайшие годы высоких цен на зерно производители вряд ли дождутся. Советам менять структуру выращиваемых культур следуют далеко не все, а ведь ряд культур — соя, рапс, лён — становятся всё более востребованы как на мировом рынке, так и у российских переработчиков. Особенно это касается кукурузы, причём и цены в нынешнем сезоне на неё значительно выше, чем на пшеницу. В мае закупочная цена экспортёров на кукурузу составляла 5–5,6 тысячи рублей за тонну в отличие от 4–4,9 тысячи руб­лей за тонну пшеницы 4 класса.

Введение в строй Миллеровского крахмало-паточного завода ГК «АМИЛКО» дало возможность аграриям Ростовской области, особенно северных её районов, иметь стабильный сбыт этой культуры. «Сегодня у нас засеяны равные площади под кукурузой и пшеницей — по 20 тысяч гектаров, — рассказывает Сергей Свитенко. — Прошлогодний урожай кукурузы мы продали комбинату по вполне приемлемым ценам, да и транспортные издержки не велики. То, что мы реализовали свои прошлогодние планы и уменьшили посевы пшеницы на 50 процентов — с 30 тысяч гектаров до 20 тысяч, принесло нам стабильную прибыль».

Увеличивают долю этих культур в севообороте в основном крепкие крупные хозяйства или трейдеры, занимающиеся в том числе и сельхозпроизводством. Так, у компании «Валары» только выращенный на собственных землях урожай превысит в этом году 1,2 млн тонн — это озимая пшеница, кукуруза, ячмень, лён, рапс. В нынешнем году «Валары» соберут наибольший урожай рапса за последние годы — 70 тысяч тонн, но уже в будущем году компания намерена ещё больше увеличить посевы этой культуры и сократить площади под озимой пшеницей. «Пшеница — культура, имеющая практически наименьшую отдачу от гектара, — отмечает Сергей Купцов, вице-президент концерна “Энергомера” по сельскохозяйственному производству. — Мы уменьшили её долю в севообороте до научно обоснованного уровня, но нужно время, чтобы увидеть результат. Вводим новые культуры: подсолнечник, рапс, который востребован на рынках Азии, лён. Пока технологии выращивания этих культур в хозяйстве ещё не отработаны, а для успешной реализации нужны большие объёмы урожая для формирования судовых партий — минимум 3–5 тысяч тонн. Тогда продукт можно продать по приемлемой цене».
В ожидании новых механизмов поддержки

Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник на июньском съезде Агропромышленного союза России заявила: «Более серьёзное внимание будет уделено такому направлению гос­поддержки, как регулирование рынка сельхозпродукции. При этом к уже широко используемым закупочным интервенциям будут добавлены новые механизмы и инструменты: товарные кредиты на закупку зерна интервенционного фонда на 5 лет, залоговые операции, экспортные субсидии». Когда эти механизмы будут добавлены, пока непонятно. Так, субсидирование экспорта Российский зерновой союз (РЗС) продвигает уже третий год, и сейчас на основе этой инициативы Минсельхоз подготовил предложения, которые находятся на утверждении в Минфине. Выделит ли финансовое ведомство необходимые, по мнению зерновиков, средства, пока неизвестно. По словам президента РЗС Аркадия Злочевского, союз рассчитывает, что сумма, которая будет выделена на субсидирование сельхозпроизводителям экспорта зерна, составит около 10 млрд рублей. Размер субсидий должен составлять как минимум 30 долларов за тонну зерна и софинансироваться из федерального и региональных бюджетов. Эта мера позволит экспортировать дополнительно к ожидаемым объёмам не менее 5 млн тонн зерна.

Конкретный размер субсидии будет зависеть от удалённости регионов от черноморских глубоководных портов. Максимальные субсидии — 1,5–1,8 тысячи рублей за тонну зерна — будут предоставлены для сибирских аграриев, минимальные получат зернопроизводители Кубани, где расположены основные морские порты экспортных поставок. «На сегодняшний день единственная мера, которая могла бы поддержать внутренний рынок и сельхозпроизводителей, — это именно субсидирование экспортёров, — убеждён заместитель генерального директора Международной зерновой компании (МЗК) Николай Демьянов. — Если этот механизм заработает, то за проданное зерно фермер получит денег больше на размер субсидии, которая может быть утверждена в результате реализации этого постановления».

«Такие субсидии позволят дополнительно экспортировать за пределы России порядка 7–8 миллионов тонн зерна. Наша доля на мировом рынке — 19 миллионов тонн из 126 миллионов, нам ещё есть куда двигаться и развивать экспорт», — заявил президент РЗС на недавнем совещании зернопроизводителей в Ростове. Россия начала экспортировать зерно лишь несколько лет назад, но уже сегодня стабильно занимает четвёртое место в числе мировых экспортёров. Однако правительство ставит на ближайшие годы задачу увеличения экспорта сельхозпродукции, в том числе зерновых. Так, если в 2008–2009 зерновом году Россия поставила на экспорт 23,5 млн тонн зерна, то в ближайшие годы, как заявил первый вице-премьер Виктор Зубков, страна сможет отправлять на мировой рынок 23–25 млн тонн зерна в год с перспективой увеличения до 30 млн тонн. Причём наращивать экспорт в ближайшие годы правительство намерено за счёт не только традиционных покупателей российского зерна, но и за счёт освоения новых рынков.

Планируют увеличить экспорт и крупнейшие зернотрейдеры. Так, ОАО «Астон», отправившее на экспорт в этом сезоне 2 млн тонн зерна, по словам его генерального директора Вадима Викулова, планирует увеличить свою долю с 8 до 10%. «Рынок в наступающем сезоне будет сложным, — отмечает генеральный директор ГК “Валары” Кирилл Подольский. — Но мы будем стремиться не только удерживать позиции и оставаться в тройке лидеров, но и увеличивать свою долю в общероссийском объёме экспорта». Показательно, что, сократив в 2009 году выручку приблизительно на 10%, «Валары» нарастили физический объём торговли на 40%. Сохранить лидерство и долю в 12–15% намерена и МЗК. Но появление на рынке государственного игрока в лице Объединённой зерновой компании (ОЗК) несколько подвинет остальных трейдеров. Впрочем, госкомпания намерена расширять объёмы экспорта за счёт поставок зерна из интервенционного фонда, запасы которого составляют 10 млн тонн, а также за счёт увеличения мощностей портовых и линейных терминалов и зернохранилищ.

Объёмы экспорта зависят не только от тех объёмов, которые Россия может отдать безболезненно для собственных нужд. Проблема в транспортно-логистических возможностях: даже с учётом введённого в феврале этого года Туапсинского терминала с объёмом перевалки 2,4 млн тонн в год Россия располагает мощностями для отгрузки на экспорт лишь 23 млн тонн зерновых. В связи с этим государственная ОЗК намерена приступить к реализации проектов по расширению инфраструктуры зернового рынка в Чёрном море. В первую очередь речь идёт об увеличении отгрузочных возможностей порта в Новороссийске на 60%, а также о строительстве совместно с компанией «ЭФКО» нового глубоководного терминала в Тамани. Планируется, что к 2014 году через него можно будет отправлять 8,9 млн тонн зерновых в год. Кроме того, правительство приняло решение субсидировать строительство и модернизацию зернохранилищ, зерновых портовых терминалов и предприятий по переработке зерна. Разумеется, эти меры смогут привести к снижению портовых издержек, но не в нынешнем году.

Кирилл Подольский считает, что степень востребованности российского зерна на мировом рынке будет зависеть отчасти от качества зерна и, в большей степени, от цен, которые смогут предложить экспортёры. А они в значительной степени определяются издержками: перевалка тонны зерна в порту обходится в 585 рублей, а отгрузка с элеватора в железнодорожные вагоны — в 400 рублей плюс расходы на транспортировку. Глубоководная перевалка в России сегодня одна из самых дорогих в мире, и именно эти издержки прежде всего и влияют на конкурентоспособность зерна и определяют те суммы, которые селянин получит за проданную продукцию. Введение в строй новых портовых терминалов усилит конкуренцию, что, в свою очередь, оптимизирует издержки.

Источник: expert.ru

Также в разделе

Комментарии (0)