Ставропольский край: производители зерна определили приоритеты

Фильтры

Регион

Новости

Ставропольский край: производители зерна определили приоритеты

Ставропольский региональный комитет Национального союза зернопроизводителей [НСЗ] работает. Уже сформирован совет комитета, в состав которого вошли 14 наиболее авторитетных руководителей сельхозпредприятий, определены приоритеты и главные направления деятельности. В нашем регионе зернопроизводство — это основная отрасль аграрного сектора. В экономике разных хозяйств оно занимает от 50 до 100%. В то же время здесь немало застарелых проблем, например диспаритет цен. За последние 10 лет цены на отдельные товары и услуги для сельхозтовароизводителей — минеральные удобрения, сельхозтехнику, электро­энергию, горюче-смазочные материалы — выросли в 4-9 раз, а стоимость пшеницы за этот же период времени увеличилась лишь вдвое. Ситуация заставила аграриев объединяться, чтобы отстаивать свои интересы. На сегодняшний день существует несколько десятков отраслевых союзов, так или иначе связанных с сельским хозяйством.

О ситуации на зерновом рынке и о том, что предстоит сделать Ставропольскому региональному комитету НСЗ, корреспонденту “СБ” рассказал его председатель, директор ОАО “Совхоз им. Кирова” Труновского района Михаил Чернов.

От вала к эффективности

Одно из главных направлений работы комитета — перенаправить усилия аграриев с получения максимального валового сбора зерна на его рациональное и выгодное производство. Нужно ли производить столько пшеницы, которая не востребована или которая не того качества? Мерить все одним получением валового урожая неверно, считают члены совета регионального комитета НСЗ.

Анализ статистических данных показывает, что валовой сбор зерна за исключением аномально жаркого прошлого года меняется в пределах 15-20%, а колебания цен на зерно значительно превышают эти значения. Нестабильность цен внутреннего рынка обусловлена многими факторами, в том числе изменением цен на зерно на мировом рынке. А механизмы регулирования зернового рынка, применяемые в России, несовершенны. Для производителей зерна непредсказуемые колебания цен оборачиваются серьезными убытками.

“Мы — зернопроизводители — ориентируемся не на максимальную прибыль, а говорим лишь о том, что доля нашей прибыли должна быть адекватной затратам. Прибыль должна позволять воспроизводство, — убежден Михаил Чернов. — Нужно вкладывать в землю, потому что нельзя сосать из нее бесконечно. Нужны удобрения, технология, заработная плата людям, потому что за копейки некому будет на земле работать. А это контроль за нашей российской территорией. И если завтра в деревне некому будет жить, то туда приедут какие-нибудь... нехорошие люди. Вот в чем смысл.

Зерновая отрасль, как базовая для региона, должна иметь рентабельность, которая позволит нам работать стабильно”.

Снижение себестоимости

Сегодня средняя себестоимость производства зерна в крае, по словам Михаила Чернова, 3,5-4 рубля за килограмм. Но сложность в том, что деньги, вложенные в зернопроизводство, можно вернуть только через год. “При 20-30 процентах рентабельности не выживешь, — констатирует глава регионального комитета НСЗ, — потому что у нас каждый год тарифы на электроэнергию увеличиваются на 15 процентов. Если наша продукция не подорожала, за счет чего нам вести свою деятельность? Если мы должны обеспечить хлебом 140 миллионов человек по минимальной цене, то давайте скажем и о справедливой цене на этот хлеб. Он не может быть дешевле определенной цифры по объективным причинам, а не из-за шкурных интересов какой-то из сторон. И когда мы говорим, что в цене хлеба есть цена газа, электро­энергии, воды, которая каждый год увеличивается, то почему на зерно она не должна расти?

Или как вариант давайте возьмем за ориентир цену в 2 рубля за килограмм пшеницы, которая была в 2002 году, и каждый год она тоже должна увеличиваться на 15 процентов”.

Но пока такого решения нет, следующее направление работы союза — это снижение себестоимости зернопрозводства. За счет чего?

“В первую очередь за счет выхода на конечных продавцов того, из чего формируется затратная часть зернопроизводства — удобрения, средства защиты растений, горюче-смазочные материалы, запасные части. За 100 тонн, например, удобрения — одна цена, за 100 тысяч тонн — другая. Таким образом будем формировать свою затратную часть, чтобы повысить рентабельность”, — поясняет Михаил Чернов.

Кстати, по его словам, цены на автоперевозки зерна в этом году выросли. В прошлом году они были 800-900 рублей за тонну, в этом — 1200-1300 руб. Когда ввели эмбарго, часть автомашин ушла с рынка. Количество предложений уменьшилось, а спрос повысился. За счет этого повысилась цена, и ту маржу, которую мог бы получить производитель, забрал автоперевозчик.

“Цена 7500 рублей за тонну пшеницы IV класса в порту, в районах это где-то 6800 рублей, нас бы устроила, если бы перевозка была 700 рублей, — говорит глава комитета. — Но на сегодня в районах края она примерно 6000-6200 рублей”.

Стоит отметить, что цена на пшеницу II класса со специальной клейковиной, мука из которой идет на определенные хлебо-булочные изделия, по данным Михаила Чернова, составляет на внутреннем рынке примерно 270 долларов США, а на внешнем — порядка 370 долларов. Но этой пшеницы дефицит, в стране никто ею не занимается. Поэтому невозможно даже сформировать партию 3-5 тыс. тонн и искать на нее покупателя.
Логистика

“В прошлому году зерновой рынок начинался с 3 рублей за один килограмм пшеницы, потом он дорос до 6 рублей, потом упал до 4 рублей, — вспоминает Михаил Чернов. — Как зернопроизводители должны были реагировать? Логически рассуждая, все они должны были успеть продать зерно по 6 рублей. А физически мы можем это сделать? Нет. Инфраструктура и логистика нам не позволяют этого сделать. Поэтому следующее направление, которым комитет будет заниматься — это расширение узких мест в инфраструктуре”.

Сегодня отправка зерна в порт Новороссийска сопряжена со сложностями: дорога полностью разбита, имеет низкую пропускную способность, пробки зерновозов случаются даже не в пик сезона. И дело не только в дороге. По словам Михаила Чернова, буквально две недели назад в Новороссийске скопилось 3 тысячи вагонов и он просто стал. Не принимал ни автомобильный, ни железнодорожный транспорт. Как должен отреагировать рынок? Он, естественно, пошел вниз.

“И это случается не первый год. Но об этой проблеме и ее решении ни на одном совещании ничего я не слышал, — подчеркивает глава регионального комитета. — Произвели много, цена устраивает, товар есть, а цепочки нет”.
И эта проблема будет усугубляться, поскольку сокращается поголовье свиней и то зерно, что было востребовано свиноводческой отраслью, придет на рынок.

Роль НСЗ в решении логистических проблем в том, чтобы в рамках Союза создавались зерновые пулы, с которыми можно выходить на конечных покупателей. Это международные зерновые трейдинговые компании, которые присутствуют в нашем регионе. По словам Михаила Чернова, они достаточно активны, хотя у них есть требования, связанные со стабильностью поставок, качеством покупаемого товара, надежностью партнера, необходимостью постоянного присутствия товара на рынке и пр. “Думаю, что если мы создадим условия, при которых зернотрейдеры сократят какие-то свои издержки на покупке, то производители смогут увеличить свою долю рентабельности за счет объема, логистики, уменьшения административных барьеров”, — заключает Михаил Чернов.

Информационная составляющая

Несмотря на наличие Интернета, специализированных сайтов, информационных технологий, конкретного анализа зернового рынка по Ставропольскому краю на сегодняшний день, к сожалению, нет. Поэтому региональный комитет НСЗ берется за решение и этой проблемы. В начале октября в Ставрополе пройдет первое в крае заседание зернового клуба, которое проведут известные аналитики агентства “СовЭкон”, возглавляемого Андреем Сизовым. Он сам сделает анализ рынка, возможностей и стратегий зарабатывания на нем именно для Ставропольского края. Это позволит участникам данного мероприятия лучше планировать свою деятельность для получения большей прибыли.

Источник: business-st.ru

Также в разделе

Комментарии (0)