Ставропольский край: Нива напрокат. Ставропольцам помогают убирать хлеб более тысячи комбайнеров из других регионов

Фильтры

Регион

Новости

Ставропольский край: Нива напрокат. Ставропольцам помогают убирать хлеб более тысячи комбайнеров из других регионов

На юге страны набирает обороты жатва. На Ставрополье уже собрали более двух миллионов тонн зерна. Главная проблема нынешней страды - дефицит уборочной техники.

"Варяги" в доле

Чтобы не допустить потерь, с урожаем надо управляться за 10 - 12 рабочих дней. Но обычно жатва в регионе растягивается на месяц - мешают дожди и нехватка комбайнов. В этом сезоне хозяйствам Ставрополья предстоит обмолотить хлеба на двух миллионах гектаров. На балансе селян - 4400 комбайнов. На первый взгляд, настоящая армада. На самом же деле значительная часть машинного парка представляет жалкое зрелище. Изношенность превышает 60, а порой и 70 процентов, поэтому без привлеченной техники местным хлеборобам не обойтись.

Ставрополье с 2002 года собирает рекордные урожаи зерна - более шести миллионов тонн, и каждый раз помощь оказывают приезжие комбайнеры. В нынешней жатве участвуют 1268 уборочных экипажей. Они прибыли на Ставрополье из Белгородской, Самарской, Ростовской, Саратовской, Тюменской областей.

Начальник отдела технического обеспечения и развития сельских территорий министерства сельского хозяйства края Виктор Шрамов напомнил, что сезонная нагрузка на комбайн не должна превышать 140 гектаров. На Ставрополье, даже с учетом привлеченных машин, она равна 164 гектарам. За свою работу гости просят пятую часть убранного ими урожая. В прошлом году помощь "варягов" обошлась хозяйствам края почти в один миллиард рублей.

- За эти деньги можно было бы приобрести не менее 300 отечественных комбайнов, - говорит председатель СПК "Октябрьский" Левокумского района Николай Напханюк. - Мы ведь только в последние год-два понемногу начали обновлять комбайновый парк. Раньше не на что было. Так что не от хорошей жизни соглашаемся на помощь этих самых "варягов".

А председатель колхоза "Россия" Новоалександровского района Сергей Пьянов помнит, как убирали хлеб 15 - 20 лет назад. Своими опытными кадрами Ставрополье помогало всей стране.

- Действовал принцип: сам убрал хлеба, помоги соседу. Закончив жатву на своей территории, отряды ставропольцев выезжали в Поволжье, на Урал, в Сибирь. А нынче и на свой урожай силенок не хватает.

Хлеб ждать не может

В самой идее пришлых помощников, конечно, есть рациональное зерно. К примеру, механизаторы из Белгородской области не первый сезон убирают хлеб в Арзгирском районе края. На импортных комбайнах "Доминант" ребята творят чудеса, работают слаженно, быстро. Главный агроном колхоза имени Ленина Владимир Головань рассказал, как однажды они вместе с председателем хозяйства Анатолием Штельмахом пытались подсчитать, сколько же на каждом квадратном метре теряют зерен "Доминант" и отечественный "Дон".

- Результат не в пользу "Дона" получился. После него оставалось до 100 зерен на квадратном метре, а после импортного - не более 20. Вот мы и решили: уж лучше отдать "варягам" 20 процентов, чем терять на качестве уборки. Хлеб ждать не может. Каждый час уносит от двух до трех процентов урожая, - утверждает Владимир Головань.

Словом, как ни крути, а проблема приобретения зерноуборочных комбайнов по-прежнему остается острой. Дело в ценах, они слишком высокие. Даже за отечественные комбайны "Аккрос" и "Вектор" приходится выкладывать от трех миллионов рублей и выше, а за импортные - в два-три раза больше. Многие хозяйства пытаются воспользоваться услугами лизинговых компаний. Но и этот вариант устраивает не всех. Как отмечает председатель колхоза "Родина" Новоселицкого района Владимир Хромых, покупаешь агрегат за один миллион рублей, а отдавать приходится полтора.

Дорогая солярка

Не в лучшем положении находится сегодня и комбайновый парк Карачаево-Черкесии. Из-за дороговизны запчастей и других расходов хозяйства не могут быстро его обновить. Как рассказал начальник отдела земледелия министерства сельского хозяйства республики Али Каппушев, нынешнюю жатву здесь ведут старенькие латаные "Доны" и "Нивы".

- Ситуацию усугубляют поставщики минеральных удобрений, - добавляет Али Каппушев. - Если в 2006 году цена на самое востребованное удобрение - аммофос - не превышала 7,7 тысячи рублей за тонну, то сегодня она выросла в два с лишним раза.

У селян региона есть еще одна проблема, решение которой не зависит от местных властей. Речь идет о ценах на дизельное топливо. Обеспеченность им полная - к примеру, на Ставрополье она фактически вдвое превышает потребность. А вот цены не просто кусаются, а шокируют.

- Где это видано, чтобы дизтопливо стоило дороже высокооктанового бензина марки Аи-95? - недоумевает председатель СПК - колхоза "Родина" Новоалександровского района Виктор Дубина. - Сейчас тонна солярки стоит 28 тысяч рублей.

В связи с этим правительство края обратилось в Министерство сельского хозяйства России с просьбой вернуться к практике субсидирования части затрат, связанных с приобретением дизельного топлива.

К уборке озимого ячменя приступили хозяйства, расположенные в степной зоне Кабардино-Балкарии. Косовицу этой культуры здесь называют генеральной репетицией главной страды. По словам заместителя министра сельского хозяйства республики Бориса Чеченова, уборку сдерживает дождливая погода. Однако, осуществляя маневр техникой, здесь уже завершают обмолот ячменя, комбайны переключаются на косовицу пшеницы. Урожайность выше, чем в прошлом году. Каждый гектар дает по 31 центнеру зерна. Но и здесь остро ощущается недостаток уборочной техники, большая часть комбайнов давно выработала свой ресурс.

Юрий Белый, первый заместитель председателя правительства Ставропольского края:

- Обновление техники - дело первостепенной важности. На Ставрополье этой проблемой озабочены руководители многих хозяйств. Процесс идет, хотя, к сожалению, медленно. Что можно предпринять в этой ситуации? На наш взгляд, следует в каждом районе создавать машинно-тракторные станции. Хотя бы по одной. Сконцентрировать в них необходимое количество техники, чтобы и сельскохозяйственные предприятия, и фермеры могли брать ее в аренду. Таким МТС можно предоставить в лизинг на семь-восемь лет комбайны, тракторы, другие машины под гарантии местных властей. Это снимет остроту вопроса.

Зерно Он-Лайн

Также в разделе

Комментарии (0)